|
|
Рецензия на альбом "В мертвецкой": Уроки Тьмы.
"Мысль изреченная есть ложь",
- заметил как-то Тютчев, наблюдая полемику
западников со славянофилами, - в том смысле,
что слово на западе воспринимается как
понятие, а на востоке как эмоция, иероглиф.
Но Слово, Логос - это и есть тот самый смысл,
который, как известно, был в "в Начале",
что и делало, скажем, восточную литературу
значительно более астральной, чем
ментальной и напрямую приближало её к
природе музыки. Как хуем не крути, а ведь
действительно тогда Время было
Пространством, а Пространство Временем, и
по этому поводу, видимо, на западе придумали
специальный термин: "Word music".
Чтобы подобные сущности не просто имели
названия, но и легко переводились на
европейские языки. Например, по-русски это
будет примерно звучать как "русский
шансон".
Как правило, люди не просто не
понимают смыслов - они не понимают, в первую
очередь, смысла слов. Вот почему
нерусское по музыке и банальное по текстам
назвали "русским шансоном", и в этом
нет никакого злого умысла. Включив теперь CD-плейер,
стоит ли говорить, насколько этому
путешествию в иной мир в жанре русского
шансона гарантирована непопулярность
именно потому, что в это путешествие могут
отправиться лишь те, кто понимает смысл
слов. В отличие от всего нашего народа-богоносца,
количество таких - единицы. Более того, не
ограничиваясь простой декламацией, авторы
пытаются загнать этот, в общем-то,
пространственный параметр во временные
рамки музыки. Разумеется, делают они это не
так, как в современной, легко поддающейся
пародии песне, а, подобно средневековым
музыкантам, пытаются "прописаться" во
времени по рецепту "алхимической свадьбы".
Перед нами средневековые "уроки
тьмы" (Lecion de Tenebres) на новый лад с их
мрачными медитациями на священный алфавит,
которые позволяли Рыцарям Храма время от
времени посещать Небесный Иерусалим. И
поэтому здесь не случайно такое обилие "смертей"
и "свастик" под подчеркнуто
амбивалентную музыку - качество, отличающее
средневековую сакральную музыку от
современной вообще, - здесь музыка как раз и
выступает растворителем конкретной
структуры текста, загоняя в слушателя
вполне определенный контекст смерти,
как необходимого условия самостоятельной
духовной жизни.
В дискографии группы данный
альбом безусловно лучший, но подобную
продукцию бессмысленно кому-либо
рекомендовать по той простой причине, что
играющий в эти игрушки либо давно приобрел
диск, либо со стороны равнодушно
оценивает мастерство создателей лабиринта.
Сергей Жариков.
Текст печатается по материалам четвертого
номера журнала "КонтрКультУр`а"
|