Рецензия на альбом "В мертвецкой": Уроки Тьмы.

"Мысль изреченная есть ложь", - заметил как-то Тютчев, наблюдая полемику западников со славянофилами, - в том смысле, что слово на западе воспринимается как понятие, а на востоке как эмоция, иероглиф. Но Слово, Логос - это и есть тот самый смысл, который, как известно, был в "в Начале", что и делало, скажем, восточную литературу значительно более астральной, чем ментальной и напрямую приближало её к природе музыки. Как хуем не крути, а ведь действительно тогда Время было Пространством, а Пространство Временем, и по этому поводу, видимо, на западе придумали специальный термин: "Word music". Чтобы подобные сущности не просто имели названия, но и легко переводились на европейские языки. Например, по-русски это будет примерно звучать как "русский шансон".

Как правило, люди не просто не понимают смыслов - они не понимают, в первую очередь, смысла слов. Вот почему нерусское по музыке и банальное по текстам назвали "русским шансоном", и в этом нет никакого злого умысла. Включив теперь CD-плейер, стоит ли говорить, насколько этому путешествию в иной мир в жанре русского шансона гарантирована непопулярность именно потому, что в это путешествие могут отправиться лишь те, кто понимает смысл слов. В отличие от всего нашего народа-богоносца, количество таких - единицы. Более того, не ограничиваясь простой декламацией, авторы пытаются загнать этот, в общем-то, пространственный параметр во временные рамки музыки. Разумеется, делают они это не так, как в современной, легко поддающейся пародии песне, а, подобно средневековым музыкантам, пытаются "прописаться" во времени по рецепту "алхимической свадьбы".

Перед нами средневековые "уроки тьмы" (Lecion de Tenebres) на новый лад с их мрачными медитациями на священный алфавит, которые позволяли Рыцарям Храма время от времени посещать Небесный Иерусалим. И поэтому здесь не случайно такое обилие "смертей" и "свастик" под подчеркнуто амбивалентную музыку - качество, отличающее средневековую сакральную музыку от современной вообще, - здесь музыка как раз и выступает растворителем конкретной структуры текста, загоняя в слушателя вполне определенный контекст смерти, как необходимого условия самостоятельной духовной жизни.

В дискографии группы данный альбом безусловно лучший, но подобную продукцию бессмысленно кому-либо рекомендовать по той простой причине, что играющий в эти игрушки либо давно приобрел диск, либо со стороны равнодушно оценивает мастерство создателей лабиринта.



Сергей Жариков.
Текст печатается по материалам четвертого номера журнала "КонтрКультУр`а"