Кооператив Ништяк: Возвращение титанов.

Легенда.

История этой тюменской команды началась почти 20 лет назад — в 1983 году, когда Кирилл Рыбьяков впервые взял в руки гитару и сочинил на трех аккордах свою первую песню.
Дальше были группы "Табу", "Крюк", затем Кирилл вливается в "Инструкцию по выживанию". Львиная доля вещей легендарного альбома "Ночной бит" (1986) написана именно им. А в 1988 году появляется название "Кооператив ништяк", символизирующее практически неизвестную широкой публике, но культовую в андеграунде команду.
Точная дискография "Кооператива" неизвестна никому, включая самого Рыбьякова, с уверенностью можно лишь сказать, что альбомов около 30, каждый последующий как минимум не хуже предыдущего, а последний, выпущенный лейблом "УР-реалист рекордз", называется "В мертвецкой".
Что касается состава, то на сегодняшний момент — это Рыбьяков и Александр Александрович Андрюшкин, человек-оркестр, один из лучших отечественных барабанщиков. Хотя в свое время через "Кооператив" прошел не один десяток музыкантов, среди которых такие известные люди, как И.Жевтун ("Джефф") и Е.Кокорин ("Джексон").
Уникальность группы была и есть в нетрадиционном подходе к содержанию песен: мистика, мифология, закадровая сторона мирового процесса. "Меня всегда интересовали загадочные, необъяснимые моменты нашей жизни. Очевидно, что не все так просто. За каждым явлением скрывается нечто непонятное и любопытное", — коварно улыбается Рыбьяков.

Титаны.

Древнегреческий миф дошел до нас сложившимся под углом зрения сторонников и ревнителей Олимпийского пантеона. Образы доолимпийских богов, морально и физически обезображенные, приобретшие отрицательные черты, предстали в виде темной силы перед лицом светлых олимпийцев. Такова судьба проигравших. Побежденные олимпийцами титаны превратились в чудовищ и уродов, злодеев и преступников. Так стала, к примеру, прекрасная дочь титана Форкия Медуза жестоким и ужасным созданием.
Рыбьяков и К° устраивают ревизию мировой истории с позиции тех, кто в результате далекой трагедии оказался "темной силой". А то "светлые" узурпаторы завели нас туда, где "свет уже никому и не нужен", в царство мрака и безысходности.

      Уходят на запад деревья, в кронах их — грозы,
      Им больше здесь нечего делать, выпит весь воздух.
      Оглохли навеки стены, ослепли навеки сны,
      Давай, давай, новый мир — светлый рай.
Запад здесь не в географическом смысле, но как символ небытия.
Современный мир — мир клерков и менеджеров, маклеров и дилеров, "Кооператив" категорически не устраивает. Ряд текстов Рыбьякова — явная ностальгия по времени магов, викингов и королей. Времени страшному, но прекрасному, в котором жили и сражались за свою правду потомки титанов.
      Нет больше Нефертити, нет ацтеков,
      Не пишут больше римляне романов...
Лучше быть там, в волшебной эпохе древности и средневековья, чем в эру самодвижущихся кукол. Сейчас вокруг скука да "тоска на протяжении наших бессмысленных дней". Мы не живем, но проживаем, довольствуясь телевизионной картинкой. Переживаемое ранее непосредственно отстранилось в представление. Никакого участия в жизни — только пассивное созерцание.
      У тебя арбалет, у меня есть стрела,
      Это готика входит в меня навсегда.
      Но пока в темноте наши воины спят —
      Помоги нам, Гэндальф, возвратиться назад.

Танец Диониса.

Ницше выделил два начала античной культуры, изначально находящихся в напряженном динамическом единстве: начало дионисийское — радостное, ликующее отношение к жизни, и начало аполлоническое — умерщвление жизни во имя познания и разума. Появление Сократа ознаменовало победоносное наступление разума на позиции жизни.
В безумном мире тюменцев ratio исчезает. Сократу даже яд пить не надо.
"Кооператив" — восторг жизни, экспансия дионисийства в мир новоевропейского сна. Рыбьяков и Андрюшкин завлекают в свой странный танец всех подряд, разрушая границы и рамки бытия.
Как постоянно меняющий маски Дионис, "кооператоры" совершенно неуловимы музыкально-поэтически. От бесшабашного punk-oi к печальной стилизации под Тома Уэйтса, от аллюзии на ранний "Пинк Флойд" к завораживающему коктейлю из эстрадных проигрышей, джаза и мрачной психоделии.
А Рыбьяков предстает в образе то жестокого маркиза Де Сада, то языческого жреца, то одинокого рыцаря-альбигойца.

      Возможно, мы с тобой — призраки в бреду средневекового хиимка,
      Из наших душ стыдливые мистики слепили амфоры для хмельной лирики.
Прослушавший хотя бы один альбом группы, попавший под их магнетическое обаяние, спокойно существовать в рамках либерального концлагеря не может.

Буря равноденствий

Согласно учению темного англичанина Алистера Кроули, человеческая история имеет циклическое развитие. Каждый цикл ("эон") длится примерно две тысячи лет. Между ними существует особый период — "буря равнодействий", знаменующий конец одного и начало другого цикла. Время войн, катастроф, революций. Хаос необходим и позитивен, ибо уничтожает остатки старого порядка, освобождая место для нового.
Настоящее отвратительно. Эпоха лжи, фарисейства, бесчестья. А "с новой рожи пишут сегодня иконы". Ну и пусть — "это на время засухи", на время затишья дождя". Придут стихии — и "рожа" уже долго не протянет.
Пока все "дуреют от сна", надо жить, жить, не стесняясь, ярко и весело. Настоящее прекрасно. Хватит опасаться главарей "нового мирового порядка". Их просто нет. "Злая кукла Сороса — полая изнутри", — заметил А. Дугин. Именно сейчас можно раскрашивать мир в свои краски. Можно жить и собирать вокруг себя таких же "безумцев". Готовых умереть сегодня, дабы восстать завтра на Заре Нового Утра.

      За окном пролетают снежинки —
      Это ангелов умерших перья.
      Бог в истории штопает дырки.
      Собирайся в поход, империя.
Новая империя рождается уже сегодня. Титаны проснулись.


Андрей Смирнов.
Текст печатается по материалам газеты "Завтра."