Альфред Шнитке о творчестве КН.

В наше время гармонические диссонансы уже не впечатляют - необходимо искать диссонансы психологические. Именно в этом преуспела камерная гр. "Кооператив Ништяк". Хочется отметить композицию "Винтер", принесшую коллективу заслуженную известность. Здесь есть тональные темы и последовательности трехзвучий, хроматические пассажи, микроинтервалика, что особенно впечатляет в вокальном проведении главной темы: она не только главный импульс дальнейшего развития, но и зародыш звуковысотной системы произведения. Малая секунда (полутон), введенная в сетку темперации, наименьший высотный сдвиг, семантика коего - воплощение вздоха, стона - стала одной из примет гармонического языка КН, исторически стойкой интонационной моделью. При выходе же за рамки темперации этот интервал, теряя стабильность, становится особенно гибким и эмонационально вариабельным. Действительно, начальный малосекундовый мотив, являющийся как-бы стержнем интонационного действия, подобно пружине обладает черезвычайной упругостью, способностью к сжатию и расширению, он крайне "чуток" к малейшим эмоциональным нюансам, гибко следует за всеми поворотами в развитии действия. Он может сужаться до "четвертитонов" и разбухать, расползаться, постепенно заполняя всё звуковое пространство вибрирующим кластерным звучанием или каноническим движением, что больше всего заметно в финальной части произведения. Вездесущность этого интервала, пронизанность им фактуры, создает почти наглядную картину наплывающих кошмаров, бредовых видений. Своеобразная эластичность мотива (разширение-сжатие) рождает гибкую трехфазовую форму 1 части, придающую удивительную естественность этому живому музыкальному организму, ощущение дыхания. Начинаясь таинственно-приглушенно, выступление звучит сначала призрачно и ирреально ("...и хаос зыбился, как смутное видение, что живописцу предстает, и тот по памяти воображения его потом воссоздает" - Бодлер), затем же фантастически мрачное, бесконечное кружение, "раскручивание" темы (опять каноны, жужжащие кластеры) приводят к вихревому движению и пронзительным микрохроматическим трлям. Музыка становится страшной: перед нами отчаянно мятущиеся тени. Эмоциональная нагрузка, падающая на средний раздел экспозиции, очень велика. На первый взгляд кажется, что начинается новый круг развития, возвращается начальная тема у струнной группы, даже трехфазность волнового строения сохраняется. Но реприза ли это? Возобновление тематического материала и исходного уровня напряжения - дишь толчок для дальнейшего развития, что поднимается теперь на новый уровень. Прежде всего здесь разрушается ощущение оцепенения, мертвенной скованности, которое преобладало в 1 части, долго сдерживаемое напряжение прорывается наружу и приводит к кульминационному взрыву! Здесь отразилось типичное сочетание жанров речитатива и каденции, характерное для разработочных разделов крупных слитно-циклических форм. "И ты остаешься один посреди кладбища..."